АДСКАЯ МОЛИТВА
Утро неярким светом подсвечивает дома. Медленно
просыпается мой город.
Он древний, большой,
современный, развитый, богатый, грязный и злой. Злой, как любой большой город,
в котором жизнь кипит и пенится зловонной пеной над колоссальной отстойной
ямой, в котором есть все для каждого и
ничего – у каждого отдельно взятого, где одни умирают от безысходности, а
другие собирают и продают их последнее дыхание, причем продают им же и за
хорошие деньги. Мой город так же, как любой другой, каждый божий день объявляет
расширенную распродажу надежды по сниженным ценам со скидкой, вот только внутри
упаковки всегда оказывается что-нибудь другое. Что поделаешь, каждый надеется
на что-то свое, и если торговцы надеждой станут продавать всем то же самое, то
вскоре потеряют спрос на свой продукт и присоединятся к армии посетителей
распродаж.
Мой город ничем не отличается от других – он абсолютно так же ненавидит
людей, живущих в нем, и так же не может понять, почему многие из них любят его.
Он – монстр, выросший до таких размеров, что уже не интересуется отношением к
себе прочих существ, при условии, что они уступают ему в размерах. Крупных чудовищ наподобие Москвы
и Питера он ненавидит еще сильнее, но боится и потому перед ними прогибается.
По жилам моего монстра течет
мутная грязная кровь – тысячи, десятки, сотни тысяч людей и машин. Их потоки
будто бы кем-то регулируются, но на самом деле они стихийны. Сменившиеся
ценности людей диктуют именно такой уклад жизни, близкий первобытнообщинному
строю. А как иначе – где вы видели культ рвачества и обмана в государстве,
реально управляемом своими властными структурами, как то Германия? Нигде в мире
так не действует принцип «человек человеку волк», как в нашей великой и могучей
стране. Наше государство – неуправляемое сообщество оборотней, имеющее правительство, которое ничем не
правит, и форму госустройства, не подлежащую классификации даже политологами.
Спросите, почему оборотней? А как по-другому именовать миллионы морально устойчивых партийных и беспартийных
коммунистов, в мановение ока превратившихся в убежденных сторонников развитого
капитализма и рыночной экономики? Или идеолога афганской войны, пишущего книги
на заслуженном отдыхе? Офицеров КГБ у руля новой демократии? Так-то.
В моем городе, как и во
многих других, живет всеядный народ. Всеядный в прямом смысле – жрет все, что
ему подсунут через дыру в потолке. Согласитесь,
наше руководство невероятно гуманно к нам относится – довели средний
класс до ручки, еще раньше сделали рабочих люмпенами, пенсионеров –
нищими, милицию вынудили воровать и
брать взятки, отняли у людей перспективу и
по праву принадлежащую им надежду, зато теперь заботливо показывают
людям сериалы и реалити-шоу, а надежду продают. Естественно, дешево. И со
скидкой. Как правило, в винном отделе. Все для народа.
Кстати, эта позиция властей
беспроигрышная – одурманенный ложными надеждами и телевизионным враньем народ
легко управляем, а если все- таки начнет возмущаться – никогда не поздно вновь
пообещать лечь за него на рельсы. До реализации проекта дело все равно не
дойдет – рельсы к тому времени уже украдут и пропьют.
Мой город живет по тем же
принципам, что и вся страна. Потому – то он грязный и злой.
Я ненавижу его. Но и люблю
тоже.
Чтобы понять причины
ненависти, долго думать не надо. Причины любви же чисто человеческие,
сентиментальные и мягкотелые – я помню его совсем другим, менее блестящим
снаружи, зато более чистым изнутри. В этом городе я родился и вырос, это он во многом сделал меня таким,
какой я есть, в этом городе живет моя семья, в нем растет моя дочь, и при всей
своей ненависти я не могу его не любить.
Да, улицы грязные, и ходят
по ним уже не Пушкин, Бутлеров, Лобачевский, Петр Великий и Тукай. Но все еще
возвышаются над ними башни Кремля, минареты мечетей и колокольни церквей, все
еще пытаются колотиться позолотой в низкое серое небо: мы здесь, Господи!
Здесь, внизу, ползаем на брюхе, задыхаясь и захлебываясь, у наших душ несет изо
рта, наши зубы выпали, а вместо них все норовят вылезти клыки, мы и не думаем о
тебе вспоминать, когда нам хорошо, но нам и не бывает хорошо! Мы здесь,
Господи… и ересь наша вся с нами, прав был Кинчев. Мы еще живы, но уже в аду,
еще не умерли, но уже разлагаемся. Прими же нашу адскую молитву, нас предал
даже сатана, и нет нам дороги ни в ад, ни в рай.
Прости нас. Помоги нам. Не
дай монстру сделать из нас зомби.
Мы – люди.
Да будет так.
г.Казань
11.02.2005 г.